УРОК 11
Уверенные публичные выступления станут Вашей сильной стороной!
28.07.2018

УРОК 11

28.07.2018

Люди, у которых хорошо развиты "письменные" стили - деловой или научный - нередко злоупотребляют тем, что используют так называемые отглагольные существительные. 

Это слова, которые мы легко можем заменить на глаголы. Например, рост, развитие, обеспечение, объяснение, наблюдение, представление, премирование и т.д.

Они, безусловно, хороши для письменной речи и для официальных метоприятий. Но в бытовой речи - просто неуместны. А в случаях, когда Вы стремитесь донести свои идеи до других - осложняют восприятие информации.

 

 

ТЕОРИЯ

 

Человек мыслит, прежде всего, глаголами и прилагательными.

Может показаться, что мы воспринимаем мир через предметы и, следовательно, существительные. Но это не так. Попробуйте представить себе мяч. Он будет либо маленький, либо большой, либо баскетбольный, либо пляжный, либо красный, либо полосатый. Всё это - прилагательные. Он будет либо прыгать, либо лететь, либо лежать. А это - глаголы.

 

Речь воспринимается легче, когда в ней присутствуют глаголы.

 

Кроме того, во время выступления глаголы гораздо легче произносить.

 

Если в письменной речи отглагольные существительные приветствуются, то в устном варианте предпочтение следует отдавать именно глаголам.

Например:

"Каждый родитель следит за ростом своих детей" - звучит довольно официально. В обычной речи более уместным будет другой вариант: "Каждый родитель с гордостью наблюдает, как растут его дети".

 

Там, где отглагольное существительное (особенно на -ние и -ие) можно заменить глаголом, используйте глаголы.

 

- Необходимо осуществить примирование сотрудников.

- Необходимо выплатить сотрудникам премии.

 

- В ходе моего объяснения вам станет понятно, как это устроено.

- Сейчас я вам объясню, как это устроено, и вам всё станет понятно.

 

- Со временем вам будет легче продвигаться вперед в освоении нового навыка.

- Со временем вам будет всё легче и легче осваивать новый навык.

 

Не все отглагольные существительные являются нежелательными. Во многих случаях они вполне уместны. 

Например, в предложении "Вчера я наблюдала полет дельтаплана" слово "полет" уместно. Впрочем, более "красочным" вариантом было бы "Вчера я наблюдала, как один смельчак летал на дельтаплане".

В некоторых случаях, отглагольные существительные просто невозможно на что-то заменить.  Например, в предложении "Пожалуйста, обратите внимание на эту деталь" слово "внимание" не требует замены (глагол "внимать" вообще, надо сказать, не очень-то распространен). В предложении "Звук - это физическое явление" слово "явление" не предполагает, что где-то что-то "является".

Так же и "состояние дискомфорта" трудно заменить глаголом. Правда, это "лишнее" слово можно просто убрать, сказав, что Вы "испытываете дискомфорт" или "чувствуете себя очень некомфортно".

 

ПРАКТИКА 

 

Задание 1. Потренируйтесь в использовании глаголов вместо отглагольных существительных.

 

Измените предложения, убрав из них выделенные жирным шрифтом существительные. При необходимости делайте 2 предложения вместо одного. Если в предложении 2-3 выделенных слова, замените как минимум одно из них. Там, где нужно, убирайте "лишнее" существительное.

 

Пример:

"Согласно данной теории, возникновение эмоций обусловлено внешними изменениями".

 

"Согласно данной теории, эмоции возникают в ответ на какие-то внешние изменения".

ИЛИ

"Согласно данной теории, эмоции возникают, когда что-то меняется во внешней среде".

 

P.S. С точки зрения красивой и интересной речи это предложение в принципе - неудачное. В идеале его нужно изменить иначе, украсив и сделав более образным. Но пока мы работаем только над тем, чтобы научиться упрощать стиль, форму предложения. Поэтому ограничимся заменой "неудобных" существительных.

 

Предложения для выполнения задания

 

1. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно вызывает у человека переживание  дискомфорта.

 

2. Более целесообразным является использование возрастной особенности детей, которая заключается в неустойчивости внимания.

 

3. О том, что будет иметь место премирование, мы узнали только утром.

 

4. Вы можете принимать любые меры для обеспечения нашей безопасности.

 

5. Осуществите информирование членов команды об этих изменениях.

 

6. Русский язык демонстрирует непрерывное развитие, которое заключается в сохранении старых норм и появлении новых.

 

7. Звук – физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде.

 

8. Каление — степень повышения температуры, при которой нагретое вещество светится в темноте.

 

9. К современным дорожным сетям предъявляются требования увеличения их пропускной способности.

 

10. Абстракция – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей.

 

11. Существуют теории, которые описывают влияние эмоций на психику и поведение человека.

 

12. В ближайшее время займитесь подготовкой документов.

 

13. Я прошу вас принять участие в анкетировании.

 

14. Переговоры завершились установлением дипломатических отношений.

 

15. Нами была достигнута договоренность о продлении соглашения еще на год.

 

16. Родители испытывают гордость, видя рост и развитие своих детей.

 

17. Моя просьба о продлении отпуска была удовлетворена.

 

18. Необходимо организовать сбор средств к празднованию Нового года.

 

19. Отпуск я провел, занимаясь выравниванием стен и поклейкой обоев.

 

20. Весь вечер я занималась проверкой контрольных работ.

  

 

 

В течение 3-5 минут рассуждайте вслух о чем-либо, что связано с Вашей работой. Представьте, что Вы обсуждаете с коллегами какие-то рабочие моменты. Старайтесь не использовать в своей речи отглагольные существительные. Запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте запись (при необходимости - несколько раз).

 

а) Использовали ли Вы отглагольные существительные? Если да, то как их можно было бы заменить?

 

б) Использовали ли Вы специфическую профессиональную иноязычную лексику? Как можно заменить эти слова? Переформулируйте предложения с иноязычной лексикой. Обратите внимание на предложения, в которых такую замену произвести нельзя.

 

в) Какие предложения получилось сделать короткими? Какие вышли слишком длинными, как их можно упростить? Чувствуется ли точка в конце каждого предложения?

 

 

Напишите текст небольшой речи, например, по профессиональной тематике. Пишите, как привыкли, как получается. Затем внимательно прочитайте текст и проверьте его с точки зрения отглагольных существительных. Если Вы их обнаружите в своем тексте, попробуйте заменить. 

Если некоторые предложения получились слишком сложными, длинными, исправьте их, заменив на короткие и более простые, без причастных и деепричастных оборотов.

 

 

    Добавить комментарий