УРОК 12
Уверенные публичные выступления станут Вашей сильной стороной!
27.07.2018

УРОК 12

27.07.2018

Еще один элемент, сложный для восприятия на слух, "цепочки" из нескольких существительных. Даже в письменной речи он вызывает некоторые сложности. Иногда приходится несколько раз перечитывать такую "цепочку", чтобы понять, что с чем и как связано. Когда же такой элемент нужно воспринять на слух, сознание начинает хитрить. Оно не утруждает себя лишними сложностями. Так что всякие нагромождения оно просто пропустит "мимо ушей".

 

ТЕОРИЯ

 

Если несколько существительных стоят в одном предложении рядом, нередко они бывают связаны родительным падежом. 

"Начальник отдела кадров" - словосочетание привычное. Никому в голову не придет думать, как эти слова связаны между собой: Начальник чего? Отдела. А отдел чего? Кадров.

Но когда речь заходит о выражениях не столь устойчивых и привычных, сознание вынуждено такую работу всё-таки проделывать. И не всегда успешно! Выражение "Муж сестры подруги моей тёти"  способно повергнуть его в шок и привести к полному зависанию.

 

 Чтобы излишне не напрягать сознание слушателей, старайтесь использовать не больше двух существительных, связанных между собой родительным падежом.

 

Словосочетания из двух существительных будут воспринимать без труда: минута славы, студент университета, руководитель предприятия, муж сестры, список продуктов, обзор отзывов и т.д.

 

Часто длинные "цепочки" создаются с использованием отглагольных существительных, о которых мы говорили в предыдущем уроке. Поэтому длинную "цепочку" можно укоротить, заменив такое существительное на глагол. 

Пример:

"В этом помещении запрещено использование средств связи"

"В этом помещении запрещено пользоваться средствами связи"

 

"Хочу обратить ваше внимание на необходимость поощрения сотрудников отдела"

"Хочу обратить ваше внимание на то, что сотрудников отдела необходимо поощрять".

 

 

"Разбивать" цепочку также можно с помощью прилагательных и предлогов.

Пример:

"Завтра объявят победителя конкурса рисунков детей микрорайона"

"Завтра объявят, чья работа победила в конкурсе рисунков, который проводился среди детей нового микрорайона"

 

 

Длинные "цепочки" позволяют делать предложение компактным. Краткость сестра таланта? Не в этом случае! Скорее, это случай, который можно описать как попытку "объять необъятное" и "впихнуть невпихуемое". Предложение получается короткое, но сложное для восприятия! Поэтому не бойтесь выражать ту же мысль в одном более длинном или нескольких коротких предложениях. Важно сохранять общий смысл сообщения. И нет ничего страшного в том, что само сообщение при этом станет больше.

Пример:

"Авторство работ Шекспира ставится под сомнение"

"Есть сомнения в том, что именно Шекспир был автором произведений, которые обычно приписывают его перу".

 

 

ПРАКТИКА 

 

Задание 1. Потренируйтесь в упрощении длинных "цепочек" из нескольких существительных.

 

Измените предложения так, чтобы рядом стояли не более двух существительных, связанных родительным падежом. При необходимости делайте из одного предложения два-три.

 

Пример:

"Чрезвычайно важным является обеспечение безопасности сотрудников компании"

"Крайне важно обеспечить безопасность сотрудников нашей компании" ИЛИ "Крайне важно обеспечить безопасность людей, которые работают в нашей компании".

 

Предложения для выполнения задания 

 

1. Данные меры были приняты в целях обеспечения безопасности сотрудников.

 

2. Следует разработать методику распределения премий сотрудникам компании.

 

3. В конференции приняли участие авторы тренингов саморазвития и личностного роста.

 

4. Статья посвящена изучению проблемы авторства ряда работ, ранее приписываемых Шекспиру.

 

5. Большинство студентов вузов города не смогли посетить выставку.

 

6. Необходимость проведения экспертизы очевидна.

 

7. В прошлые выходные прошла выставка работ художников региона.

 

8. Вычесывание шерстки кошки - занятие крайне приятное.

 

9. Осенью наблюдается повышение активности пользователей соцсетей.

 

10. Приготовление грудки курицы заняло у меня около получаса.

 

11. Старайтесь избегать нагревания стенки шкафа.

 

12. Празднование дня рождения сотрудницы отдела закончилось скандалом. 

  

 

В течение 2-3 минут говорите вслух о том, что видите вокруг себя в данный момент. Запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте запись.

Есть ли в речи "цепочки" из нескольких существительных? Если да, измените предложения с такими "цепочками".

 

 

Напишите текст небольшой речи, например, по профессиональной тематике. Пишите, как привыкли, как получается. Затем внимательно прочитайте текст и проверьте его с точки зрения длинных "цепочек" из нескольких существительных. Если обнаружите такие "цепочки", исправьте их.

 

 

    Добавить комментарий