УРОК 13
Уверенные публичные выступления станут Вашей сильной стороной!
26.07.2018

УРОК 13

26.07.2018

Как говорил Аристотель, "Мы слушаем не речь, а человека, который говорит". Действительно, личность оратора - это самое ценное, что есть в выступлении. Поэтому личность оратора должна присутствовать в тесте речи как можно ярче и отчетливее. Как это сделать? Об этом речь пойдет еще впереди, в следующих уроках. А пока поговорим о том, что будет "уменьшать" присутствие говорящего в выступлении. Речь пойдет об использовании безличных конструкций.

  

ТЕОРИЯ

 

Безличные конструкции - это такое построение предложений, в которых отсутствует "Я" самого говорящего (или кого-то, о ком идет речь).

 

К таким конструкциям можно отнести, например, фразы: "Завтра будут объявлены имена победителей" или "В ходе исследований были получены новые данные".

Такие фразы хорошо звучат на официальных мероприятиях. Но они звучат сухо и невыразительно, если Вы рассказываете о чем-то интересном и захватывающем.

 

Добавляйте в такие предложения местоимения (я, мы). Это сделает речь более живой и близкой слушателям.

 

Например:

"Завтра мы узнаем, кто же победил в конкурсе"

"Мы провели исследование и получили новые, интересные данные".

 

Конечно, этот вариант не подойдет для официальных выступлений, в которых принято использовать научный или деловой стиль. Но в данном онлайн-курсе мы и не ставим такую цель - научиться использовать официальные "письменные" стили.

 

К безличным конструкциям можно отнести и предложения в страдательном (пассивном) залоге. В таких предложениях нет "кого-то", а речь идет о каких-то абстрактных процессах, которые сами по себе происходят в мире. Так, соревнования проводятся, итоги подводятся, продажи возрастают, а зима приближается.

 

Не всегда такие предложения можно (да и стоит) изменять. Но там, где это оправдано, стоит добавлять "живую личность". Ведь в соревнованиях кто-то участвует, итоги тоже подводит кто-то реальный и продажи - дело чьих-то рук. Если речь не идет об официальных сухих отчетах, говорите обо всех этих людях!

 

Например:

"В этом году в соревновании примут участие новые, молодые спортсмены".

"Ученые нашего города провели смелое исследование и получили потрясающие результаты"

"Совсем скоро председатель жюри объявит победителя конкурса"

"Менеджеры нашей компании значительно увеличили количество продаж"

 

  

ПРАКТИКА 

 

Задание 1. Измените предложения ниже так, чтобы в них появилась чья-то личность - используйте для этого местоимения "Я" (мне, меня) или "Мы" (нас, нами и т.д.). При необходимости дофантазируйте, "дорисуйте" контекст, привнесите новые детали.

 

Пример:

«В результате опроса стало ясно, что понимание материала у студентов отсутствует».

«В результате опроса мне стало понятно, что студенты не поняли этот материал». 

 

Предложения для выполнения задания 

 

1. Завтра будет известен окончательный состав команды.

 

2. В ходе соревнований должен определиться сильнейший.

 

3. Просмотр спектакля породил крайне неоднозначные мнения.

 

4. Итоги сессии можно считать неутешительными.

 

5. Приближение осени заставляет задуматься о приобретении новой теплой одежды.

 

6. Полученные результаты могут стать поводом для пересмотра всей концепции.

 

7. Результаты тестирования показали, что в компании есть проблемы с командообразованием.

 

8. Вероятно, эта история еще будет иметь продолжение.

 

9. Обидные слова прозвучали, но эффекта не возымели.

 

10. В процессе тренинга должны сформироваться новые первичные навыки. 

 

 

В течение 3-5 минут говорите вслух о чем-нибудь, что касается Вашей работы или профессиональных интересов. Представьте, что Вы рассказываете коллегам о рабочем процессе или объясняете какую-то методику, технику, упражнение. Запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте запись.

 

а) Есть ли в Вашей речи безличные конструкции? Если да, то как их можно заменить?

 

б) Есть ли в Вашей речи отглагольные существительные? Если да, измените предложения с такими словами.

 

 

Напишите текст небольшой речи, например, по профессиональной тематике. Пишите, как привыкли, как получается. Затем внимательно прочитайте текст и проверьте его с точки зрения безличных конструкций. Если такие конструкции обнаружатся, исправьте их.

 

 

    Добавить комментарий