УРОК 8
Уверенные публичные выступления станут Вашей сильной стороной!
31.07.2018

УРОК 8

31.07.2018

Прежде, чем делать речь интересной и красивой, ее нужно сделать простой и удобной для восприятия. Ваша речь должна быть простой с точки зрения формы, стиля.

 

Подробнее об этом Вы можете узнать из вебинара и первых семи уроков онлайн-курса, которые Вы можете прослушать в аудио-формате. 

 

ТЕОРИЯ

 

Простые и короткие предложения намного легче воспринимаются как в устной, так и в письменной речи.

В написанном тексте мы легко можем увидеть, где кончается предложение, и какова его длина. На это указывает точка. В устной речи точка тоже присутствует. Только передается она не графически, а с помощью особой интонации. В конце предложения с точкой голос всегда понижается.

И это имеет намного бОльшее значение, чем можно подумать!

Вот как минимум 4 причины, по которым Вам стоит научиться делать предложения короткими, а в конце этих предложений ставить ясно различимую точку.

 

1. Хорошо различимая точка поможет в устной речи четко обозначить размер, длину каждого предложения. Короткие предложения легче воспринимаются, а значит, информацию, которая в них содержится, будет проще понять.

 

2. Логическое мышление слушателей не будет постоянно отвлекаться на то, чтобы связать воедино огромное количество слов. Следовательно, Вы можете больше внимания уделить тому, что вовлечет в работу образное и эмоциональное мышление слушателей.

 

3. Точка показывает слушателям, что мысль закончена. И это очень важно. Ведь что происходит, если мысль не завершена? Создается впечатление недосказанности, недоговоренности. А это, в свою очередь, может иметь два неприятных последствия.

Это может обеспокоить, включить «режим выжидания». Вместо того, чтобы продолжить следить за ходом Вашей мысли, собеседник начинает подсознательно ждать того, что не было сказано. Он может начать испытывать недоумение – вот вроде бы должно было что-то прозвучать, но нет, не прозвучало. Такая ситуация может породить и другой исход - домыслы и догадки со стороны слушателя. Когда в конце предложения стоит не точка, а как бы многоточие, туда так и напрашивается «но». А что там, после этого «но»? Фантазия слушателя, собеседника начнет предлагать свои варианты.

 

Сравните. Допустим, один человек говорит другому:

-Я, конечно, провожу тебя.

Здесь понятно, что можно рассчитывать на такое обещание. А если человек произносит это без точки?

- Я, конечно, провожу тебя…

Чувствуете? Какое может быть продолжение?

Я, конечно, провожу тебя, но… мне это не нравится,

Я, конечно, провожу тебя, но… я не в восторге от этого,

Я, конечно, провожу тебя, но… это нарушит мои планы,

Я, конечно, провожу тебя, но… ты в этом случае угостишь меня кофе…

В общем, простора для фантазии хватает.

 

Если многоточие не создает приятную и многообещающую интригу, оно заставляет метаться. А это не то, чего хочется Вашим собеседникам и слушателям.

 

Наконец, есть еще одна, четвертая причина, по которой стоит ставить точку.

4. Точка в конце предложения заставляет голос звучать более убедительно – речь становится более уверенной и такое же впечатление производить сам говорящий.

 

Вас поймут в любом случае – и с короткими предложениями, и с длинными. Но короткие предложения с явной точкой в конце сделают Вашу речь более уверенной и убедительной.

 

ПРАКТИКА 

 

Задание 1. Потренируйтесь ставить точку.

 

Произнесите текст, как показано ниже - голос должен повышаться или понижаться в зависимости от того, как написано слово. Сначала голос повышается, затем, к концу предложения, понижается.

Представьте себе, что Вы смотрите в записи прыжок в высоту. Съемка замедленная, поэтому движения прыгуна плавные. Попытайтесь «нарисовать голосом» линию прыжка, используя текст: 

Прослушать пример

 

Задание 2. Сделайте из одного большого предложения несколько коротких.

 

Уже известное предложение можно превратить в несколько коротких двумя разными способами. 


1. Просто разбить длинное предложение на части с незначительными изменениями. Их длина будет обозначаться точкой - и при письме и при озвучивании.

2. Изменить всё предложение, сохраняя смысл.

 

Пример:

«Мне бы хотелось рассказать вам о последних событиях, так что я попрошу вас собраться, я имею в виду собраться вместе в моем кабинете, а также собраться с духом, потому что то, что вы услышите, вряд ли вас обрадует».

«Мне бы хотелось рассказать вам о последних событиях. Прошу вас собраться в моем кабинете. А еще вам не помешает собраться с духом. Дело в том, что у меня для вас не радостные новости. То, что вы услышите, вряд ли вас обрадует». 

 

Предложения для выполнения задания 

 

1. Зима в этом году выдалась холодная, не сравнить с тем, что было в прошлом году – столбик термометра всё время стоит на отметке в минус тридцать.

 

2. Я очень люблю черный кофе, но, конечно, не тот черный кофе, который можно просто развести в чашке, а настоящий, тот, который варить надо, да еще особым способом, которому меня еще отец научил, а уж он толк в кофе знал, ведь он постоянно бывал в командировках в тех самых странах, что являются для кофе родиной.

 

3. Если бы я знала, что фильм будет таким скучным и заумным, я бы ни за что не согласилась составить тебе компанию, а лучше бы провела вечер дома и посмотрела бы по телевизору или Интернету какой-нибудь другой фильм.

 

4. Если вы и дальше думаете сдавать в конце месяца такие слабые и никчемные отчеты, то на вашем месте я всерьез бы задумался над тем, а не поменять ли вам работу, а еще лучше – профессию.

 

5. К сожалению, я не смогу сегодня присоединиться к вам, потому что сейчас мне нужно заехать на работу (возникли некоторые срочные дела), а затем еще заехать к родителям (у них что-то случилось), похоже домой я вернусь очень поздно и мне уже будет не до того, чтобы ходить по гостям.

 

6. Проект, о котором идет речь, потребует от вас высокого уровня профессионализма, самоотдачи и готовности работать даже больше, чем обычно, но я не сомневаюсь, что, когда вы узнаете, какие вас ожидают премии, вы согласитесь с тем, что всё это оправдано.

 

7. Я считаю, что, в связи с резким похолоданием, мы должны не только одеваться теплее, но и как можно меньше выходить на улицу, если сейчас, во время выходных и праздничных дней, у нас есть такая возможность.

 

8. Мне бы очень хотелось купить новое платье, которое бы подчеркнуло мою фигуру, ведь теперь, после того, как я сбросила 30 лишних килограммов, мне, определенно, есть чем гордиться и что показать другим.

 

9. В настоящее время больше всего меня волнует то, как быстро будет выполнено задание, и насколько правильно получится его выполнить членам команды, ведь они впервые работаю вместе, и я не уверен, что эту группу людей я вообще имею моральное право называть командой.

 

10. Я очень люблю наблюдать за тем, как играет моя кошка, а играет она часто (в силу своего возраста, она ведь еще очень молодая кошка) и с азартом, с завидной беззаботностью, и это понятно, ведь сейчас она так счастлива, совсем не то, как она себя чувствовала, когда несколько лет назад я подобрала ее под проливным дождем на окраине города за какой-то помойкой. 

 

Задание 3. Потренируйтесь в составлении коротких предложений (Упражнение "Цепочка").

 

Ниже Вы найдете 9 изображений. Используя картинки, составьте цепочку из предложений так, чтобы последнее слово одного предложения становилось первым словом следующего предложения. Выполните это задание устно, вслух.

Пример: 
Синева неба отражается в реке. – Река не была видна со двора, на котором он колол дрова. – Дрова, в отличие от камней, не валяются где попало. – Где попало бродил он, пока не увидел сарай (ИЛИ Попал путешественник в трудную ситуацию, но, к счастью, набрел на сарай). – Сарай так же нравится теленку, как ребенку – закат солнца. – Солнце еще не поднялось, а мама уже приготовила завтрак. – Завтрак в лодке – отличная идея для пикника. – Пикник на берегу лесного озера удался на славу. – Славу цветов с шипами снискали розы. – Розы не растут на горном склоне. – Склон горы напомнил альпинисту, что полезно иметь с собой топорик. – Топорик бесполезен, когда следует убрать камни с дороги… и т.д.

Сначала прочитайте вслух предложения из примера. Старайтесь голосом обозначить каждую точку. Следите за тем, чтобы в конце предложения голос понижался. 
Затем – выполните упражнение, используя картинки.

Сконцентрируйтесь на том, чтобы в конце каждого Вашего предложения стояла точка – следите за тем, чтобы Ваш голос понижался к концу предложения.

Сделайте как минимум 2 (а лучше 3) "круга", возвращаясь от последней картинки снова к первой.

 

 

В течение 2-3 минут говорите вслух о том, что видите вокруг себя в данный момент. Запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте запись.

Какие предложения получилось сделать короткими? Какие вышли слишком длинными, как их можно упростить? Чувствуется ли точка в конце каждого предложения?

 

 

Напишите текст небольшой речи, например, по профессиональной тематике. Пишите, как привыкли, как получается. Затем внимательно прочитайте текст и проверьте его с точки зрения длинных и коротких предложений. Если некоторые предложения получились слишком сложными, длинными, исправьте их, заменив на короткие и более простые.

 

 

    Добавить комментарий