УРОК 9
Уверенные публичные выступления станут Вашей сильной стороной!
30.07.2018

УРОК 9

30.07.2018

Простая с точки зрения стиля речь, без "наворотов" и "нагромождений", намного удобнее для восприятия. Чтобы Ваша речь была именно такой - простой и удобной, как можно реже используйте в ней причастные и деепричастные обороты.

Они, несомненно, украшают письменную речь, но для устной - нежелательны.

 

 

ТЕОРИЯ

 

Предложения, в которых нет причастных и деепричастных оборотов, легко воспринимаются на слух.

 

  • Причастный оборот:

Звезды, сияющие на ночном небе, были похожи на драгоценные камни.

 

  • Деепричастный оборот:

Звезды, сияя на небе, навевали мысли о драгоценностях.

 

 

Такие обороты в устной речи лучше заменять глаголами или подходящими по смыслу сочетаниями слов.

Например:

Сотрудники, работающие в нашей компании, заинтересованы не только в карьерном, но и в личностном росте.

Работая в нашей компании, сотрудники задумываются не только о карьерном, но и о личностном росте.

 

Сотрудники, которые работают в нашей компании, задумываются не только о карьерном, но и о личностном росте.

 

 

ПРАКТИКА 

 

Задание 1. Измените предложения так, чтобы в них не было причастных и деепричастных оборотов (а также отдельных причастий и деепричастий). Если нужно, делайте из одного предложения несколько.

 

Пример:

«Опрос показал, что число женщин, желающих вступить в брак, уменьшилось».

«Опрос показал, что число женщин, которые хотели бы вступить в брак, уменьшилось». 

 

"Книга, заинтересовавшая меня, оказалась бестселлером, побившим все рекорды продаж этого автора".

"Не так давно меня заинтересовала одна книга. Оказалось, что она стала бестселлером, который побил все рекорды  продаж этого автора".

 

Предложения для выполнения задания 

 

1. Ветер, завывающий за окном, нагонял тоску.

 

2. Из окна были видны играющие во дворе дети.

 

3. Вам следует наизусть выучить пункты, имеющие к вам непосредственное отношение.

 

4. Работа, представленная на выставке, была встречена неоднозначно.

 

5. Вид скучающих от безделья сотрудников порождал множество вопросов.

 

6. Показатели, полученные нами в этом квартале, существенно отличаются от показателей прошлого квартала.

 

7. Если бы не эта ноющая боль в спине, ассистент чувствовал бы себя намного лучше.

 

8. Вечер, испорченный ссорами и недомолвками, подходил к концу.

 

9. Подготовка, предшествовавшая мероприятию, отняла у меня много сил.

 

10. Играющая у соседей музыка, мешала мне уснуть.

 

11. Нам необходимо протестировать сотрудников, претендующих на открывшуюся вакансию.

 

12. Дремлющая на подоконнике кошка выглядела довольной и счастливой.

 

13. Коллеги, устроившие вечеринку в честь моего дня рождения, явно не знали, что я - человек, предпочитающий обходиться без вечеринок.

 

14. Информация, озвученная вчера на собрании, расстроила многих сотрудников нашего отдела.

 

15. После отпуска я, отдохнувшая и посвежевшая, была готова вернуться к работе.

 

 

Задание 2. Потренируйтесь в составлении предложений БЕЗ причастий и деепричастий (Упражнение "Цепочка").

 

Ниже Вы найдете 9 изображений. Используя картинки, составьте цепочку из предложений так, чтобы последнее слово одного предложения становилось первым словом следующего предложения. Выполните это задание устно, вслух.


Сконцентрируйтесь на том, чтобы:

а) в предложениях не было причастий и деепричастий,

б) в конце каждого Вашего предложения стояла точка – следите за тем, чтобы Ваш голос понижался к концу предложения.

Сделайте как минимум 2 "круга", возвращаясь от последней картинки снова к первой.

 

 

 

В течение 2-3 минут говорите вслух о том, что видите вокруг себя в данный момент. Запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте запись.

Какие предложения получилось сделать короткими? Какие вышли слишком длинными, как их можно упростить? Чувствуется ли точка в конце каждого предложения?

Есть ли в этой импровизированной речи деепричастные и причастные обороты? Если да, то как их можно изменить?

 

 

Напишите текст небольшой речи, например, по профессиональной тематике. Пишите, как привыкли, как получается. Затем внимательно прочитайте текст и проверьте его с точки зрения:

а) Длинных и коротких предложений. Если некоторые предложения получились слишком сложными, длинными, исправьте их, заменив на короткие и более простые.

б) Причастных и деепричастных оборотов. Если Вы их обнаружили, измените предложения с такими оборотами.

 

 

    Добавить комментарий